Пряхина Галина Викторовна, педагог дополнительного образования ОСП ДОД МБОУ СОШ № 28 г. Астрахани Открытое занятие по теме "Орнамент из печатных узоров на ткани" изобразительное искусство 2-3 класс
Открытое занятие: «Орнамент из печатных узоров на ткани»
Цели и задачи: 1 . Знакомство с Павлово-Посадским промыслом, с техникой набойки и приемами выполнения печатных узоров на ткани. 2. Развитие художественного вкуса, творческого воображения. 3. Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, аккуратности и трудолюбия. Оборудование и материалы: платки, ткань х/б, газеты, кисти, тушь, гуашь, баночка с водой, штампики из овощей.
Ход занятия.
I. Проверка готовности к занятию. II. Сообщение темы и цели: Ребята! Сегодня у нас новая тема и новые интересные задания. Эта тема - орнамент из печатных узоров на ткани способом набойки. Мы изготовим платки и косынки для выставки. III. Повторение пройденного. Но прежде чем перейти к новой теме, я хотела бы вспомнить с вами народные художественно-прикладные промыслы России, которые вы знаете. (выслушиваю ответы детей) - Молодцы, конечно же, это - Жостово, где расписывают железные подносы, Хохлома и Городец, где изготовляют расписные деревянные изделия. - Ребята, давайте с вами проведем разминку и вспомним цвета, характер¬ные для Хохломы и Городца (выслушиваю ответы, дополняю) IV. Объяснение нового материала. а) беседа: Сегодня мы познакомимся с еще одним промыслом - Павлово- Посадским. Недалеко от Москвы есть старинный город - Павловский Посад, знаменитый тем, что издавна там делают удивительной красоты платки (показываю детям платки ). -Ребята, обратите внимание на разнообразие цветовых оттенков этих замечательных платков. По белому, черному, вишневому, зеленому, оранжевому фону словно рассыпаны цветы и листья, а чаще - букеты и гирлянды из роз, георгинов, пионов, лилий, ромашек. В ярких рисунках иногда сочетаются 40 разных красок. Раньше многие женщины носили яркие цветастые платки не только на голове, но и на плечах, не только зимой, но и весной, летом. Это было нарядное украшение и дополнение к платью. А иногда носили даже сложен¬ными на руке, как украшение. Сейчас Павлово-посадские платки также в моде. Я думаю, любая женщина хотела бы иметь в своем гардеробе такой замечательный, красивый и очень теплый платок. Павлово-посадские платки известны и в других странах, потому что они необыкновенно нарядные, веселые, жизнерадостные. В настоящее время в Павловском-Посаде применяют 3 вида оформления платков: способом ручной набойки, способом фотопечати (шелкографией) и способом набивки на печатных машинах. На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания тканей путем набивания узора, получившее название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки» (от слова набивать). На доске вырезался узор, доска смачивалась краской, после чего накладывалась на ткань. Ее простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань. - Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом. Техника набойки дает интересный и красочный эффект. Формы для набойки изготовляют резные деревянные или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов. б) Объяснение технологии изготовления орнамента. - Сегодня мы попробуем эту технику в исполнении. Мы будем украшать наши косынки и платки. Перед вами лежат простейшие штампы из овощей. На срезе картофелины нарисованы фрагменты узора (показываю образец штампа и получившийся отпечаток). Из моркови можно сделать цветок, квадрат, круг, полукруглые штампы, с помощью которых выполняют отпечатки листьев, цветов, каждый раз поворачивая штампы вокруг одной точки. (Показ образца и отпечаток). Ребята, перед тем как начать печатать, надо подготовить место для работы. На рабочие столы постелите несколько слоев газет. Верхним слоем должна быть чистая, белая бумага. На нее кладется ткань, на которой будет выполнено печатание. Она должна лежать ровно. В тарелочках налита краска. Всегда нужно сделать пробный отпечаток на лоскуте или на бумаге. По краям на своей ткани оставьте место для припусков на подгибку или бахрому. V. Выполнение творческого задания. Самостоятельная работа. Индивидуально помогаю детям. Когда краска нанесена на ткань, помогаю детям проглаживать ее утюгом между двумя слоями бумаги. VI. Анализ работ. Мини-выставка. Рассмотреть косынки и платки. Ребята, посмотрите, какие яркие и нарядные платки и косынки у нас получились, как будто мы находимся на веселой ярмарке. Давайте поиграем в игру «Ярмарка». Надо выбрать платок, который тебе больше всего понравился, и объяснить чем он тебе понравился. (Дети выбирают понравившиеся работы, анализируют их).Ребята, мне тоже очень понравились ваши работы (называю лучшие). Работа для всех новая и сложная, поэтому есть небольшие ошибки (отмечаю общие ошибки), но в целом с работой все справились. VII. Итог. -Ребята, с каким народным промыслом сегодня мы с вами познакомились? -А в какой технике мы сегодня работали, украшая косынки и платки орнаментом?- Конечно, в технике «набойки» Похвалить всех детей.
Уважаемая Галина Викторовна! При размещении работы, необходимо соблюдать ПРАВИЛА ПУБЛИКАЦИИ. Список использованных ресурсов обязателен. Очень жаль, что нет наглядного сопровождения. Это было бы интересно и учащимся, и педагогам.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]