Автор: Базина Марина Николаевна Место работы: МКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 5 «Единство» Должность: Воспитатель
Тип: Интеллектуальный конкурс Тема конкурса: «Много профессий хороших и разных». Цель: знакомство воспитанников с разнообразным миром профессий. Задачи: 1. Расширить знания воспитанников о видах профессиональной деятельности. 2. Повышать уровень мотивации к осознанному выбору профессии. 3. Формировать нравственные качества (ответственности, уважение к людям, самоуважение и т.д.) 4.Развивать логическое мышление и умение, аргументировано вести беседу. Оборудование: плакат «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека, Карточки с заданиями, мяч для игры, соленое тесто, карандаши ручки, бумага. Иллюстрации по данной теме. Участники: 9 класс Методы: словесный, наглядный. Формы: Информационно просветительская беседа с игровыми элементами. Приёмы: Конкурсы, чтение, обсуждение, анализ, вывод.
-Кем вы работаете? – это чуть ли не первый вопрос, который задают при знакомстве любому взрослому человеку. И это не случайно, ведь профессия – это одна из важнейших характеристик человека. Вы тоже подошли к этой черте, за которой следует выбор жизненного пути. И здесь важно не совершить ошибку.
Тема нашей сегодняшней встречи: "Много профессий хороших и разных”
Начать наш разговор я хочу со слов философа Сенеки: "Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» В мире существует около 50 тысяч профессий. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.
2. Игра «весёлый мяч»
-Давайте немного разомнемся, игра называется «весёлый мяч». Я вам буду бросать мяч, ваша цель назвать профессии. И так вперёд… -Молодцы, профессий вы знаете много, с моим первым заданием справились.
3. Виды профессиональной деятельности:
- Ребята, а что же обозначает слово «профессия»?
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, и является обычно источником существования.
-Ребята скажите дворник, грузчик, уборщица – это профессии? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми). - Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование) -В каких учебных заведениях можно получить профессиональное, образование? Все профессиональные учебные заведения делятся на несколько ступеней. 1) Начальное – ПТУ, СПТУ (НПО) 2) Средняя – техникум, колледж, училище (СПО) 3) Высшая – ВУЗы. Университеты, академии, институты. Так же профессию можно получить на курсах.
-Ребята, а что такое должность? - Должность – это служебное положение. Место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Н-р., в школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должность, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителем.
4. Конкурсно-игровая программа « Много профессий хороших и разных» И так, мы с вами уяснили, что есть профессия, есть трудовая деятельность и есть должность. Сейчас я поверю, ваши знания давайте начнём нашу конкурсно-игровую программу «Много профессий хороших и разных» Каждому из вас я сейчас раздам жетоны, жетоны у нас красного и жёлтого цвета, кому достанется, жетон красного цвета прошу вас пройти к столу с права, кому жёлтый пройдите к столу слева. -Но вот ребята мы разделились на две команды. Представители первой команды встаньте, пожалуйста (называю), представители второй команд.…Команды соревнуются между собой.
Напоминаю правило конкурсно-игровой программы: 1. Уважать друг друга 2. Не оскорблять 3. Не переходить на личность 4. Не перебивать И это правило действует здесь и сейчас, и всегда.
- И так первое задание для команд, за каждый правильный ответ команда получает жетон
Конкурс 1. "Профессия, должность, трудовая деятельность” Каждому команде даётся одинаковый набор карточек с картинками профессии, должностей, трудовой деятельности. Необходимо как можно быстрее разложить в три столбика: "профессия”, "должность”, «трудовая деятельность. Можно прикреплять на магнитную доску. Предлагаются примерно такие варианты: врач, педагог, директор, строитель, завуч, повар, заведующая, продавец, бригадир, металлург, главный бухгалтер, сторож, дворник). Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание. Победитель получает жетон.
- Ребята как вы уже сказали, чтобы получить профессию необходимо образование. Что необходимо учитывать при выборе профессии? Чтобы совпадали интересы, желания, способности, возможности. - На что мы надеемся, получая профессию? Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально. Те люди, которые любят свою работу, трудятся с увлечением, рабочее время летит для них не заметно. Психологи утверждают, что интересный труд не утомляет. Да и каждый знает по опыту, что, увлёкшись чем-то, не замечаешь усталости, хочется работать еще и еще без остановки.
Конкурс 2. «Доскажи пословицу» -Но, а сейчас немного поработаем, попробуем собрать пословицы о труде. Конкурс называется «Доскажи пословицу», у вас на столах лежат карточки нужно составить из них пословицы. Каждой команде по три пословицы. 1. Землю ценят по плодам, А человека … (по делам)
2. Землю солнце красит, А человека … (труд)
3. Где труд…(там и счастья)
4. Без труда жить … (только небо коптить)
5. Недаром говорится, что … (дело мастера боится)
6. Пока ленивый разомнётся, Усердный … (с работы вернётся)
Профессия и знаки зодиака
О чем больше всего мечтает каждый человек? В современном мире человек совсем не похож на своих предков, он стал сильнее, получает все новые и новые знания, И все же перед собственным будущим люди в XXI веке чувствуют себя такими же беззащитными, как и в далекие времена. Как утверждают астрологи, каждый человек рождается под одним определённым знаком Зодиака, а их двенадцать. Знак зодиака, под которым родился человек, оказывает огромное влияние на выбор профессии и на карьеру. Каждый зоодикальный знак исполняет определённую роль.
ОВЕН - этому типу людей как нельзя лучше подходят профессии, связанные с постоянно изменяющейся обстановкой. Овны незаменимые работники там, где вечные авралы и штурмовщина, где вечно "горят сроки”, они всегда стремятся к изучению нового, отличные новаторы. Но зачастую Овен не рассчитывает свои силы и может подвести относительно сроков. Жизнь показала. Что из людей, родившихся под этим знаком, получаются неплохие медицинские, технические работники, военные, артисты, журналисты, политические деятели, косметологи и парикмахеры, педагоги.
ТЕЛЕЦ - этим людям больше подходит работа аналитического плана, связанная с цифрами, фактами, документами и т.п. Телец незаменим там, где требуется тщательность, порядок, точность. В отличие от Овна, его не пугает рутина, он способен к длительной усидчивости. Большинство Тельцов - замечательные умельцы, "золотые руки", имеют тягу к различным ремеслам и промыслам. Самые известные механики, инженеры, химики, строители, деятели искусств - это Тельцы. Тяготеют они и к земле, среди них встречаются отличные садоводы, огородники, агрономы.
БЛИЗНЕЦЫ - людям этого знака рекомендуется ориентироваться на подвижные профессии, требующие масштабного подхода, широкого информационного обмена и кругозора. Близнецы неплохие организаторы и руководители производства, лекторы, комментаторы, торговые работники, военные. Сидячая и монотонная работа им не по душе, однообразие быстро утомляет Близнеца. Женщины обладают тонким вкусом, отличные хозяйки, модельеры, художники, дизайнеры.
РАК - это разносторонние натуры. Эти люди должны в выборе профессии делать уклон на психологию, экономику и финансы, технику. Женщины как правило, отличные педагоги, воспитатели, врачи. Раки любят работу в коллективе, им нужно видеть материальные результаты своего труда.
ЛЕВ - этому типу людей нужна работа, где бы они смогли самовыразиться, проявить индивидуальность и самостоятельность. Это прекрасные хозяйственники, организаторы. Среди Львов множество коммерсантов и бизнесменов, владельцев фирм, прекрасных менеджеров, режиссеров, творческих деятелей.
ДЕВА - этот человек работает с наивысшей активностью и желанием тогда, когда видит конкретные результаты своего труда. Дева прекрасно обучается новому делу, быстро "схватывает" нюансы. Для них рекомендуются профессии строителя, плановика, инженера, врача, техника. У Девы развито чувство прекрасного, тонкий вкус, желание любую работу сделать творчески, красиво и грамотно.
ВЕСЫ - для этого типа людей лучше всего подходит работа, связанная с коллективной деятельностью, общением и отсутствием необходимости проявлять свое "я". Весы - это эстетические и интеллектуальные натуры, поэтому и работу им следует подбирать, исходя из этих качеств: дизайнера, экономиста, финансового работника, инженера и т. л. По душе им и работа, связанная с сельским хозяйством, природой.
СКОРПИОН - в целом натура незаурядная, беспокойная, поэтому и специальность ей нужно подбирать по характеру, например, спортивного деятеля, организатора производства, руководителя коллектива, психолога, научного исследователя, работника органов безопасности и др. В работе Скорпион не желает ни сил, ни нервов, старается проявить изобретательность, уход от шаблона. Скорпионы, к тому же, хорошие повара, врачи, переводчики, актеры, пожарные, командиры.
СТРЕЛЕЦ - это натуры беспокойные, инициативные, враги шаблона и рутины, однообразная деятельность, требующая усидчивости, им совершенно противопоказана. Чтобы Стрелец работал эффективно, над ним должен быть умный начальник, правильно направляющий его энергию и творческий потенциал. Стрельцы хорошо зарекомендовали себя в журналистике, театре и кино, как врачи, менеджеры, торговые и рекламные агенты.
КОЗЕРОГ - натура усидчивая, пунктуальная в мелочах, рассудительная, осторожная и ответственная. Ее всегда притягивали такие профессии, как фармацевт, исследователь, аналитик, бухгалтер, преподаватель. Козерог незаменим там, где требуется ювелирная точность, четкость, терпение.
ВОДОЛЕИ - это люди, которых привлекает деятельность организаторов. Они не боятся ответственности, готовы действовать в трудных ситуациях. Водолей не любит строгой отчетности, инструкций и наставлений, лучше всего проявляется на самостоятельной работе. Это прирожденные новаторы, исследователи, изобретатели. Самые "ходовые" профессии для Водолея - электроника, инженерное дело психология, научные изыскания. Это талантливые садоводы, огородники, лесники, селекционеры.
РЫБЫ - требуют широкого простора деятельности, самовыражения, творческого подхода и фантазии. Им лучше всего подойдут специальности врача, репортера, журналиста, актера, писателя, преподавателя, следователя, художника, обозревателя, комментатора.
-Спасибо ребята, теперь узнав сильные стороны своего знака зодиака. Вы сможете сделать правильный выбор в профессиональной области.
Конкурс 3 «Кто быстрее»
Следующий конкурс на быстроту, чья команда быстрее справится с заданием та и побеждает, конкурс называется «Кто быстрее» У каждой команде на столах лежат карточки с буквами. Команды должны прочитать название профессии. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. АСШКМУВЛЬШАПМВТОМАРШ Выигрывает команда, которая справится с заданием быстрее, получает жетон. -Прочитайте название профессии -Чем занимается Скульптор?
Знакомство с профессией скульптор: Скульптор — это специалист, который создает объемные художественные произведения из дерева, металла, гипса, глины и т.д. Основные способы: резьба, высекание, лепка, литье. Образование: Среднее специальное и высшее профессиональное образование. Место работы: Музеи, реставрационные мастерские, художественные галереи, выставочные залы и др.
-Сейчас мы с вами попробуем немного освоить профессию скульптора, у вас на столах лежит соленое тесто. Каждая команда должна вылепить из теста название этой профессии «скульптор», кто быстрее справится с заданием тот и побеждает, и так за дело… -Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. -А сейчас, немного отдохнём
«Чёрный ящик» - Ребята, внимание у меня в руках «Черный ящик». В этом ящике находится орудия труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике? (ответ: ложка) Музыканты-ложечники Врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой Сталевары берут, пробу стали специальной ложкой Ребята к нам на занятия приехали музыканты-ложечники, послушайте, как они играют.
Конкурс 4. «Отгадай профессию»
- О какой профессии рассказывают дети, каждой команде по два вопроса 1. Здравствуйте, ребята! Про профессию свою Расскажу с охотой. Всю себя ей отдаю. Даже по субботам. Никого меня нужней Никогда не будет. Я тружусь, чтоб из детей Вырастали люди! Их учу читать, писать, Говорить красиво, Без компьютера считать Яблоки и сливы. Помогаю стать умней – Если не учиться, В настоящих дикарей Можно превратиться. (Учитель)
2. То, что я спрошу сейчас, Отгадать не сложно. Кто в одном лице у нас Скульптор и художник? Люди шапки перед кем С радостью снимают? У кого в одной руке Два ножа сверкают – Над чужою головой Вьются словно птахи? Все вы знаете его Это… (парикмахер)
3. Здравствуйте, а вот и я Прямо с пылу с жару! Укротителем огня Я зовусь не даром. Про него я знаю всё – Где и как родился, Что он ест и как растет, Чем бы пригодился. Может он нам суп варить, Греть жилище в стужу, А еще мотор крутить – Много где он нужен. Жалко только, не всегда Он находит дело – Съест без спроса дом тогда Или город целый! У меня с таким огнем Разговор особый… (пожарный)
4. Тот, кто моет целый век С радостью посуду! Я умею щи варить, И компот, и кашу, В общем, что ни говори, Пища – дело наше! Я напечь могу блинов С медом и сметаной, Приготовить вкусный плов И пирог румяный. Я люблю варить обед, Завтрак, полдник, ужин. (Повар)
Конкурс 5 «День из жизни»
1 задание: Командам предлагается взять на столе конверты с вложенными в них фотографиями профессии, рассмотреть картинки и подписать название данной профессии.. 2 задание: Необходимо с помощью имён существительных, составить рассказ на тему «Обычный день из жизни человека такой профессии».1 команда составляет рассказ о профессии «Учитель», вторая команда о профессии «Повар» В ходе игры (по кругу) каждый называет слово, но так, чтобы получился связный рассказ.
Н-р., день из жизни водителя автобуса: Будильник-кофе-автопарк-дорога-остановка-толпа-давка-поворот-остановка-прокол-телефон-ремонтник-колесо-благодарность и т.д.
-Удалось ли ребятам этой команды создать рассказ? -А теперь представьте, что к нам в Детский дом приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества, которые только можно представить. - Подумайте, какими качествами должен обладать человек данной профессии учитель и повар, чтобы достичь успеха, чтобы реализовать свои способности. «Купите» у волшебника необходимые качества.
На карточках записаны качества, которыми должен владеть человек той или иной профессии: ответственность, организованность, коммуникабельность, любовь к детям, стрессоустойчивость, физическая выносливость, внимательность, память, воображение, организованность, аккуратность. Эстетический вкус, воображение, творческие задатки.
Когда команды «купили» для своей команды качество, каждая команда составляет характеристику профессии, используя имеющиеся у неё качества. Получаемая характеристика оглашается…
Конкурс 6. «Детектив»
Следующий конкурс «Детектив». - Что вы знаете о профессии «Детектив»? Детективы - люди, занимающиеся расследованием преступлений (в полиции или частным образом), сыщики. Детектив – это человек, который может по одной маленькой зацепке восстановить облик преступника, картину событий. В обязанности детектива входит сбор улик и предоставление их судебным органам. Задание: Каждая команда должна провести расследование и установить, какой профессии разыскивается человек. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Начинает команда… Внимание, разыскивается
1.человек этой профессии работает в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку люди этой профессии меняют друг друга (утро, обед) Организует время препровождения детей: игры, прогулки, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Следит за безопасностью жизни ребёнка. (Воспитатель Детского сада)
2.Этому человеку специальное образование для работы не требуется. Работа посменная, время зависит от работы заведения. Бывают и ночные смены. Работа связана с физическими нагрузками, потому как вся смена на ногах. Должен знать названия блюд и напитков. Разбираться в рецептуре, должен быть готов рассказать об их составе и вкусе. Принимает заказы посетителей, разносит блюда напитки, убирает посуду, получает расчет с клиентов. (Официант)
3. Его профессионализм заключается, прежде всего, в умении сделать рассказ интересным, увлечь им слушателей. Работает в музее, также и в автобусах, поездах. Знакомит туристов с достопримечательностями городов. Ему требуется хорошее здоровье и физическая выносливость, ведь иногда приходится целый день быть на ногах, преодолевать большие расстояния. ( Экскурсовод)
4.Что за профессия? Человек этой профессии должен на глаз и на ощупь определить качество и степень готовности изделий. Нужна хорошая память, чтобы помнить, какого цвета и формы должны быть изделия. Ему необходимо развитое обоняние и вкусовая чувствительность. Выполняет различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий. (Пекарь)
Конкурс 7. «Умелые руки»
- За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя!», вот и мы сейчас с вами попробуем познать себя сразу в трёх профессиях. Приглашаются по 3 человека от команды, получают задание: пришить пуговицу, почистить картошку, сделать самолётик из бумаги. Можно провести испытания самолётов (испытатели) и дать жетон тому, чей самолёт полетит дальше.
- Люди, каких профессий этим занимаются? (повар, швея, инженер конструктор).
Конкурс 8. «Профи-викторина»
Команда по очереди отвечает на заданный вопрос:
1.Перед кем все люди снимают шляпы? (Перед парикмахером) 2. Мастер с мастерком (Каменщик, штукатур) 3.Кто применяет в своей работе прибор тонометр – медики или музыканты? (Медики. Тонометр – прибор для измерения кровяного давления) 4. В Германии эти сезонные рабочие должны иметь рост не менее 180 см., бас и бороду. Спецодежда им выдаётся бесплатно. Какого она цвета? (Красного. Это Санта-Клаусы) 5.Как называется дрессировщик дельфинов в дельфинарии? (Тренер) 6.Кто на работе играет и получает за это не выговор, а заработную плату? (Актёр, музыкант) 7.Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах»? (Мельник) 8.Кем по профессии был Стекляшкин в сказке Н. Носова «Незнайка на луне»? (Астрономом)
Конкурс 9. «Разгадай кроссворд» И, наконец, самый трудный и последний наш конкурс. Это конкурс «Отгадай кроссворд» По горизонтали. 3. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.) 1. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.) 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.) 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.) 12. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.) 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.) 14. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.) 15. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.) 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.) 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.) 19 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.) 20. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.) 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.) 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.) 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.) По вертикали. 1. Специалист по обработке дерева. (Столяр.) 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.) 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.) 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.) 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.) 9. Работник торговли. (Продавец.) 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.) 14. Рабочий на стройке. (Каменщик.) 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. (Редактор.)
5.Итог мероприятия: Наша конкурсна-игровая программа подошла к концу. Перед вами большие дороги. Дороги, которые вы выбираете, поведут вас к жизненному пути. -Ребята какая основная цель стоит перед вами? -Зачем вам нужна профессия? - выбирайте любую, но не забывайте, что от вас зависит, будет ваш труд увлекательным или скучным, радостным или прозаичным. - когда человек любит то дело, которым занимается, он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу -И теперь нам осталось только подсчитать балы, первая команда… вторая команда… Спасибо вам ребята, работали вы все хорошо. Но цель нашего мероприятия была не в соперничестве, а расширить ваши знания о мире профессии. Поэтому поюбедила дружба и каждая команда получает сладкий приз. До новых встреч…
Используемая методическая литература:
1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение,2009., 2-е издание. 2. Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. 3. Игры, обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 2010.