Автор: Жукова Галина Анатольевна МОУ "СОШ № 2" г. Ступино Московской области
Профессия учителя – поразмышляем над ней…
Никогда не станешь учителем, если не сможешь стать учеником.
В.Э.Мейерхольд.
Нет учителя без ученика. Кем он должен стать для ученика? Разве он не является наставником? Почему дошкольник страстно желает пойти в школу, подружиться со своим первым учителем? Придя в школу, ребёнок полон желания учиться, и справедливо надеется на поддержку учителя. Я работаю учителем начальных классов 33 года и хочу поразмышлять о данной категории учителей. Сама в детстве рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Я видела доброго, понимающего человека, который любил бы меня, уважал, замечал и ценил даже мой малейший успех. Что же сейчас, спустя, почти полвека, может измениться в мечтах детей? Ничего! Современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, естественность, непринуждённость общения – вот что нужно современному ученику. Где ребёнку получить тепло, заботу и внимание, если родители заняты только работой? Л.Н.Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живёт в обстановке ненависти и злобы. Если в школе учитель не проявит любви и внимания, что станет с людьми в будущем? Ведь от деятельности учителя во многом зависит будущее не только ребёнка, но и всего общества. Не будет ли нас всюду подстерегать зависть, корысть, расчётливость, холодность? Всё, что происходит с человеком впервые, запоминается на всю жизнь. Первый учитель, первый урок, первый класс! Первоклашки нередко тебя называют мамой. Как приятно, когда дети доверяют тебе свои души, чистые, непорочные, как белый лист бумаги. Они пытливо вглядываются в твои глаза, пытаясь прочесть в них больше, чем ты произносишь вслух. Смотря в наши глаза, они ищут любви и понимания. Почему часто случается так, что желание учиться пропадает? А ведь всего месяц или два три года назад ребёнок вприпрыжку бежал в школу. Конечно, проще сказать, что ребёнок отбился от рук, и списать на издержки родительского воспитания. А, может быть, нам, учителям, не мешало бы проанализировать своё собственное поведение по отношению к тому или иному ученику? Возможно, разгадка кроется в нас? Каким же всё – таки должен быть современный учитель? Современному учителю нужно современное педагогическое мировоззрение, где нет места словам: ученик должен. Да, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом, подвигая своих учеников вперед, должен чувствовать потребность самому учиться. Но, прежде всего, он должен быть человеком, который будет оставлять весь негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное. В море проблем, которое окружает каждого из нас, мы иногда забываем о том главном, что определяет миссию учителя. А она состоит в том, чтобы помочь каждому ученику найти его миссию, лучше – уже сейчас, хуже – когда-нибудь, плохо - если никогда. Наши дети спокойны и уверены в себе, они не испытывают на уроках чувства страха. С уверенностью можно сказать, что они будут востребованы обществом и реализуют свои возможности. Важнейшим условием, по мнению Л.Н.Толстого, является отношение между учителем и учеником. «Если учитель имеет только любовь к делу, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, - он - совершенный учитель». Труд учителя нелёгок, особенно тяжело работать неравнодушному, ищущему учителю. И в 100 раз тяжелее, когда учитель вынужден работать в две смены, чтобы выжить. Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего. А учитель будет только совершенным.