Интернет-зависимость у подростков Просвирнина Ольга Сергеевна, социальный педагог МБОУ СОШ №13 г. Балаково Саратовской области
В статье рассматривается актуальная проблема выявления и оценки возможных психологических последствий информатизации и патологического использования интернета. Доказывается, что Интернет-зависимость становится реальным фактором развития психических отклонений у подростков.
XXI век называют веком информационных технологий и систем телекоммуникаций, а это означает не только улучшение качества жизни людей, но и порождение новых проблем. Информационная среда меняет представление людей о пространстве и времени, воздействует на личность человека, на систему его отношений с внешним миром, вызывая целый ряд психологических новообразований[15]. Компьютеризация нашего общества приобрела лавинообразный характер. Интернет в нашей жизни перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации, превращаясь все больше в необходимость повседневной реальности огромного числа людей. Уже невозможно представить себе современное учебное заведение или организацию без компьютерных сетей, которые оказываются все более задействованными в жизни человека и всего общества в целом. Как показывает мировой и отечественный опыт, информационные технологии оказывают все более активное воздействие на психическую деятельность. В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. Наряду с этим возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных психологических последствий информатизации, патологического использования интернета, обозначенная в зарубежной литературе И. Голдберг и К. Янг еще в конце 80-х как «интернет-зависимости». «Интернет-зависимость» (интернет-аддикция – Internet Addiction Disorder или IAD, виртуальная аддикция, Netaholic) определяется как «навязчивое желании войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line»; «нехимическая зависимость от пользования Интернетом», которая возникает при изменении сознания под воздействием киберпространства и всего того, что в нем происходит, когда пользователю оно кажется более реальным, чем действительность [1, 3, 5-7, 9, 12, 14, 16]. Термин аддикция предложен в 1995 г. И. Голдбергом. Интернет-зависимость обладает некоторыми характеристиками уже известных и изученных аддикций: пренебрежение важными вещами в жизни из-за аддиктивного поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми, раздражение или разочарование значимых для аддикта людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение. Исследованиями в области Интернет-аддикции занимались Кимберли Янг, Иван Голдберг, А. Жичкина, А. Е. Войскунский, К. Мюррей, и др. Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости: 1.Навязчивое желание проверить e-mail; 2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; 3Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет; 4.Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет[24]. В мире интернет - зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых. В Европе, вслед за Азией и Америкой уже начали открывать соответствующие клиники. В России таких учреждений нет, да и пристрастие к Всемирной паутине зачастую не воспринимают как серьезную проблему. Научные исследования психологических особенностей этого специфического вида общения находится еще на начальном этапе. Распространение компьютерных игр, использование компьютера как средства обучения в рамках образовательного процесса - всё это оказывает определённое влияние на психику и личностные особенности человека. В настоящее время самой распространенной среди подростков формой интернет-зависимости является геймерство. Это связано с увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми различными героями [17, 19, 21, 23]. Включение компьютеров в повседневную деятельность, наряду с пользой, порождает и ряд проблем. Психологи всё чаще сталкиваются с негативными побочными эффектами применения информационных технологий такими как: технострессы, компьютерофобии, зависимость от компьютерных игр (индивидуальных, групповых, ролевых), повышенный уровень тревожности, сужение круга интересов, немотивированная агрессия и другие. В психолого-педагогической литературе проблема компьютерной и игровой зависимости относится к так называемому аддиктивному поведению, как одной из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций[12]. Люди, страдающие компьютерной зависимостью, замкнуты, отчужденны. Они отличаются большей тревожностью, жесткими неизменными мнениями и установками; болезненно реагируют на малейшие неудачи, более враждебно относятся к другим людям, чаще проявляют открытую или завуалированную жестокость, часто выражают недовольство окружающими[2]. По мнению Ю. Шевченко, игра дает ребенку те эмоции, которые не всегда дает жизнь. Это широчайший спектр - от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка становится аналогом волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ребенок становится властелином мира. Это особенно привлекает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути «радостного взросления»[2]. По мнению С. Блинова, компьютерные игры воспитывают в человеке агрессивность. В последнее время появились жестокие игры, в которых присутствует немотивированная агрессия, уничтожение всего живого в виртуальном мире[4]. Все большую озабоченность общественности вызывают игры становящиеся все более садистскими. Многие социологические и социопсихологические исследования влияния сцен жестокости и насилия, транслируемых по телевидению, на наличие проявления агрессивного поведения, доказывают, что после просмотра подобных сцен данное поведение возникает у 3- 5 % взрослых. Дети более восприимчивы, чем взрослые. Играя, они не являются пассивными зрителями, а становятся действующими лицами, совершающими убийства и принимающими участие в насилии. Исследования фиксируют повышенный уровень агрессии подростков, которые много времени посвящают играм. Существует мнение, что компьютерные игры таковы, каковы выбирающие их игроки. Какой бы ни была агрессивной компьютерная игра, она никогда не сможет спровоцировать играющего на проявление насилия, если он не был к этому предрасположен. С другой стороны, агрессивная игра может послужить толчком для психологического срыва. С точки зрения психологии наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые игры (RPG). По сведениям целого ряда зарубежных и российских психологов, именно ролевые игры способны больше всех остальных компьютерных игровых программ сформировать устойчивую психологическую зависимость. Только в случае с RPG- играми можно пронаблюдать распад личности на «Я идеальное» и «Я реальное», нарастание разрыва между которыми влечет усиление дезадаптации и нарушение психического состояния. По мнению С. Блинова, У. Дмитриевой, подростки наиболее подвержены влиянию компьютерных игр. Ролевые игры и шутеры от первого лица помогают подросткам достичь необходимой самореализации, снизить фрустрацию от конфликта с окружающим миром, за счет переноса акцентуации с мира реального на мир воображаемый. Вместо того чтобы усовершенствовать свою социальную адаптацию, подросток меняет социум, заменяя общество виртуальным[4, 8]. Говоря о компьютерных играх с насилием, стоит помнить о чувстве меры. Как отмечает целый ряд специалистов, если такими играми не злоупотреблять, то они могут дать и положительный эффект, в частности помочь сбросить накопившуюся в человеке агрессию. Однако, если игрок слишком увлечен игрой, негативные эмоции не поглощаются, а, наоборот, накапливаются. У игры без меры возможны серьезные последствия (вера в бессмертие, принятие достижения победы любой ценой). Игровой процесс сам по себе может оказаться активным источником негативных эмоций. Компьютерная игра не имеет ничего общего с реальностью. Игры нужно рассматривать как ритуальные сюжеты в мифологическом пространстве. Проблема тревожности и агрессивного поведения детей в повседневной жизни становится все более популярной и актуальной в педагогике и психологии. Её актуальность обусловлена все более частым, необоснованным проявлением агрессии и тревожности среди детей. Проблема возникновения агрессии и тревожности, причины их проявления и социальные последствия являются одним из важнейших аспектов изучения в современной психологической науке, так как правильное, здоровое взаимодействие ребенка со средой и, прежде всего, с его социальным окружением, играют первостепенную роль в его психическом и личностном развитии. На сегодняшний день взаимосвязь между проявлением агрессии, тревожности и увлечением детьми Интернетом, в частности компьютерными играми изучена недостаточно, что позволило нам обратиться к ее рассмотрению. В ходе исследования, проведенного в 2009-2010 году на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Балаково Саратовской области, были изучены особенностей социального поведения в виртуальной среде школьников. Респонденты: 40 человек - учащиеся 8 класса, из них 19 девочек и 21мальчиков; дома имеется компьютер у 20 мальчиков и 18 девочек. Интернет подключен у 19 мальчиков и 17 девочек. Цель исследования: выявление различия в уровнях агрессии и тревожности у детей играющих - неиграющих в компьютерные игры. Гипотеза: Уровень агрессии и тревожености у детей играющих в компьютерные игры выше, чем у детей не играющих в них. Используемые методики: 1.Специально разработанная анкета для определения привязанности и предпочтений в компьютерных играх. 2.Методика «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич и «Hand-тест» Э. Вагнера - для выявления наличия агрессивного поведения. 3.Методика «Дом-дерево- человек» Дж. Бука для выявления наличия тревожности. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе респондентам была предложена анкета для определения привязанности, степени увлеченности детей и предпочтений в компьютерных играх. Среди них по результатам методики были выявлены две группы: 1-ая (аддикты, Интернет - зависимые) - 55%, и 2-ая группа (неаддикты) - 45%. На вопрос «Играешь ли ты в компьютерные игры?» - 90 % ответили утвердительно и только 10 % отрицательно. Результаты ответов на вопрос «Сколько времени в день ты уделяешь компьютерным играм?» показали следующие результаты, представленные в рис.1
Рис. 1 Данные распределения испытуемых по времени занятости в компьютерных играх Таким образом, 65 % играют в компьютерные игры три и более часов в день, 35 % играют менее трех часов в день. Поэтому у значительной части детей существует определенный риск перехода в состояние выраженной компьютерной зависимости, что может негативно сказаться на состоянии их психического и физического здоровья. Если рассматривать результаты обработки ответов на вопрос: «В какие компьютерные игры ты любишь играть?», то полученные данные распределились следующим образом и представлены на рис. 2
Рис. 2 Данные распределения испытуемых по предпочтению компьютерным играм Следует отметить, что дети, играющие в компьютерные игры более трех часов в день, любимыми игрушками считают кровавые шутеры и сетевые игры. На втором этапе респонденты выполняли тесты «Несуществующее животное», Тест руки Вагнера, «Дом Дерево Человек». Суммарный анализ экспериментальных данных, полученных на основе методик «Несуществующее животное» и «Hand-тест», позволил нам определить, что 45 % испытуемых склонны к проявлению агрессии. Причины агрессии испытуемых могут быть различными: от агрессии как результата фрустрации, агрессии как способа достижения желаемого результата до агрессии как результата влияния средств массовой информации и компьютерных игр. Анализ данных полученных на основе методики «Дом. Дерево. Человек.» позволил установить, что лишь 35 % испытуемых имеют низкий уровень тревожности. Остальные испытуемые имеют более высокие показатели, что указывает на наличие проблем в определенной сфере их жизни. Кроме этого, мы определили взаимосвязь между уровнями агрессии, тревожности и степенью увлеченности детьми компьютерными играми. Для определения взаимосвязи показателей детей разделили на две группы (аддикты и неаддикты). Затем распределили детей по уровням агрессии и тревожности, данные представлены в таблице № 1. Распределение испытуемых по уровням агрессии и тревожности в зависимости от их увлеченности игрой в компьютерные игры, в процентах Таблица №1 Уровни агрессии Уровни тревожности
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
аддикты 15 30 55 30 35 35
неаддикты 5 30 65 10 20 70 Показания уровней агрессии и уровня тревожности наглядно представлены на рис. 3
Следует отметить, что дети, имеющие высокие показатели по шкалам агрессии и тревожности, предпочитают играть в агрессивные компьютерные игры (кровавые шутеры, стрелялки). Испытуемые, имеющие низкие показатели по шкалам агрессии и тревожности, а также испытуемые, имеющие низкие показатели по шкале агрессии и повышенный уровень тревожности - кровавым шутерам предпочитают пасьянсы, гоночные симуляторы. Выводы. В результате проведенного исследования, выявлены различия в уровнях агрессии и тревожности: высокие показатели уровней свойственны аддиктам в значительно большей степени, по сравнению с неаддиктами. Интернет становится реальным фактором развития психических отклонений у подростков. Увлечение компьютерными играми может быть чревато негативными последствиями для ребенка: падением академической успеваемости, совершением асоциальных действий, социальной дезадаптацией, отчуждением от реальной жизни, возникновением компьютерной аддикции, серьезными отклонениями от нормы в поведении (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайними проявлениями), проблемами со здоровьем (головные боли, ухудшение зрения, проблемы с желудком), риском возникновения компьютерной тревожности. Таким образом, проблема Интернет-зависимости в среде подростков является на сегодняшний день особенно актуальной и требует дальнейшей разработки методов диагностики и профилактики, связанных с различными формами Интернет –аддикций. Научные работы и статьи лишь описывают феномен Интернет-зависимости, а не представляют методики диагностики и коррекции расстройств психики, связанных с Интернет – зависимостью. Большинство современных детей не представляют себе без компьютера ни учебу, ни досуг, проводя все свободное время возле монитора. Но, несмотря на эпоху бурного развития информационных технологий, компьютер не должен воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Важно помнить о том, что здоровье и эмоциональное благополучие ребенка зависит от множества факторов, в том числе и от компьютерных игр. Конечно, не всякая игра способна вызвать у ребенка негативные эмоции, спровоцировать агрессию, ввести в состояние аффекта. Родителям нужно знать о том, что для каждой игры существует свое время и возрастной критерий. Во избежание серьезных нарушений в развитии ребенка, нужно облечь интерес к компьютерным играм в социально приемлемую форму. Проблема тревожности и агрессивного поведения детей в повседневной жизни становится все более популярной и актуальной в педагогике и психологии. Влияние на психику и личностные особенности ребенка оказывает распространение компьютерных игр и использование компьютера как средства обучения в рамках образовательного процесса. Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни.
Библиографический список 1.Асмолов А. Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности / А. Г. Асмолов, Н. А. Цветкова, А. В. Цветков // Мир психологии. – 2004. – № 1. – С.179-192. – Библиогр.: с.193. 2.Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. Речь, 2002. 3.Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004. 4.Блинов С. Агрессивность и компьютерные игры // Граждановедение. 2006, №10 с. 7. 5.Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. – 2004. – № 1. – С.90-100. 6.Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий : материалы конференции. М., 2001. – С. 58-68. 7.Войскунский А .Е. Феномен зависимости от Интернета / А.Е.Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете : [сб.ст.]. – М., 2000. – С.100-131. 8.Дмитриева У. Увлечение или диагноз? // Школьный психолог. 2008, №1. – с.8-10. 9.Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. Речь, 2007. 10.Жижина М.В. Курс «Основы медиапсихологии»: учебно-методическое пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2008. 11. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. gumer.info › bibliotek_Buks 12.Колесникова О.А. Аддиктивное поведение и проблема интернет-аддикции // Актуальные проблемы педагогического образования: исследования, гипотезы, опыт: сб.науч.статей. Шадринск, 2005, кн.1. 13.Короленко Ц,П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития// Обозр. психиат. и мед. Психол., 1993/4. 14.Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : автореф. дис. … канд. мед. наук / В.А. Лоскутова. – Новосибирск, 2004. – 23 с. – Библиогр.: с.23. 15. Минаков А.В., Гудошникова Ю.Ю. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет-зависимости //http://vspu.ac.ru/vip/publ5m.htm 16.Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии / К. Мюррей // Гуманитарные исследования в Интернете: [сб.ст.]. – М., 2000. – С.132-140. 17.Павловский В. В. Компьютерная игра как фактор, влияющий на уровень ситуативной (реактивной) агрессии / В. В. Павловский // Вест. Гуманит. ин-та Дальневост. гос. мор. акад. – 2000, вып.1. – С.84-85. 18.Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Д.Я.Райгородский (ред.). Самара: Бахрах, 1998. 19.Решетникова О. Зависимость от компьютера // Школьный психолог. 2006, №19. 20. Соколов А. Интернет-зависимость / А. Соколов // Вы и ваш компьютер. – 2003. – № 10. – С.26-28. 21.Сидорова А. Влияние компьютерных игр на поведение подростков // Воспитание школьников. 2007, №7. 22. Сугутская Г.Д. Виртуальная реальность и виртуальная зависимость / Г.Д. Сугутская // Виртуал. реальность. – 2003. – Вып.3. – С.47-50. 23.Хайрутдинов А. Забава ли – компьютерная игра? / А. Хайрутдинов // ИДЕЛЬ.– 2003.– № 9.– С.54-55. 24.Янг К.С. Диагноз –Интернет-зависимость // Мир Интернет / 2000, №2. 25. www.medicinform.net/comp/comp_psych18.htm 26. www.psychology.ru/internet/ecology/04.htm 27. www.sensus-ego.ru