Автор: Просвирнина Ольга Сергеевна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Балаково Саратовской области e-mail: prosvirninaos@yandex.ru web-сайт: https://sites.google.com/site/sajtprosvirninojos/ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеурочного занятия по музыке в 1 классе по теме: «Музыкальная страна» Аннотация Методическая разработка внеурочного занятия по музыке в 1 классе по теме «Музыкальная страна» в рамках проведения внеурочной занятости по музыке по авторской программе Просвирниной О.С. c применением дистанционных образовательных технологий, интерактивных форм обучения и электронных ресурсов. В пособии представлены методические рекомендации по проведению занятия, технологическая карта урока. Автор раскрывает формы, средства и методы знакомства с нотной грамотой на внеурочном занятии музыки в 1 классе. Методическая разработка может быть полезна учителям музыки, студентам педагогических колледжей и ВУЗов.
Методические рекомендации по проведению занятия. Тема «Музыкальная страна» изучается в разделе «Нотная грамота» первого года обучения: "Я музыкантом стать хочу...” авторской программы вокального кружка. Проводится во 2 четверти 1 класса. К этому времени обучающиеся уже владеют начальными знаниями по нотной грамоте, умеют эмоционально и осознано воспринимать и исполнять музыку. Представленное занятие направлено на развитие творческих способностей детей, эмоционального исполнения попевок, песен, импровизационной игры на музыкальных инструментах; формирование навыков участия в дискуссиях на музыкальные темы и проблемы, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Материал занятия рекомендован для преподавания в группах с высоким темпом обучения.
Конспект внеурочного занятия музыки
Автор: Просвирнина Ольга Сергеевна, учитель музыки Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Балаково Саратовской области Предмет: Музыка Класс: 1 класс Тема урока: «Музыкальная страна» ЦОР: ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru): Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, динамика, ритм. Задачи занятия: Образовательные: • актуализировать знания о различии в понятиях «Композитор», «Исполнитель» , «Слушатель»; • проанализировать, как музыка, средства музыкальной выразительности идут к созданию музыкального образа; • проконтролировать степень усвоения знаний с помощью теста. Воспитательные: • формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни; • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре; • воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим. • воспитывать нравственно-эстетические чувства. Развивающие: • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся; • совершенствовать вокально-хоровые навыки; • развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах; • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; • развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии. Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы музыкального обучения: 1.эмоционально-художественное «погружение» 2.комплексное воздействие разных видов искусств 3.метод сравнения и сопоставления. 4.наблюдения за музыкой. 5.музыкально-ритмической импровизации 6.вариантности впечатлений. 7.обобщения. Виды деятельности на уроке: 1.Вокально-хоровая работа 2.Слушание и исполнение музыки 4.Рассуждения о музыке 5.Музыкально-ритмические движения 6.Импровизация Средства обучения: - мультимедийный проектор, магнитная доска, компьютер, цветные магниты, ноты-кружочки, дидактическая игра «Гусеница», раздаточный материал, аудио записи, магнитофон, ноты-кружочки, ударные музыкальные инструменты, таблица 1 «Композитор.Исполнитель.Слушатель», таблица 2 «Голосовые упражнения», тест для проверки знаний «Ответь правильно», документ для совместной работы, Формирование универсальных учебных действий: 1. Личностные УУД Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. 2. Регулятивные УУД Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности. 3. Познавательные УУД Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; выполнять танцевальные движения; различать короткие и длинный звуки. Воспринимать на слух музыкальное произведение. Давать образную характеристику прослушанного произведения. 4. Коммуникативные УУД Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач. Предварительная работа. • Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование. • Индивидуальная работа с детьми по разучиванию песен, попевок. • Слушание музыки П.И. Чайковский "Марш деревянных солдатиков”. Мотивация:учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты. Оформление класса: на доске изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами; «Музыкальная гусеница» Организация урока: вход в класс Слайдшоу «Веселые нотки» http://photopeach.com/album/mg5i23
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке Этап Деятельность учителя Деятельность учителя Универсальные действия 1.Самоопределение к деятельности. Исполнение музыкального приветствия: «Домисолька» сл. В Ключникова, муз. О.Юдахина.: У и Д: Музыкальная планета – сцена залитая светом! Если есть у вас минутка приходите в гости к нам. Д: Здесь вас встретят музыканты У: Уникальные таланты Д: И на берег доброй сказки пригласит вас дирижер! Исполнение (в диалоге с учителем). Организация класса. Личностные: мотивация, самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
4.Постановка учебной задачи.
Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок; Вступительная беседа: - Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть. На доске изображение композитора, исполнителя Использование ЦОР: Иллюстрации: Н. Д. Кузнецов. Портрет П. И. Чайковского. 1893 (N 204917) "Оркестры". Интерактивный тренажёр (N 206363)
-Чем отличается композитор от исполнителя, слушателя? (таблица 1 ) - Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? Заполнение совместного документа - А сколько всего нот в музыке? - Назовите их. - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. - Чем мы будем заниматься? Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты. - Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. А записываются ноты на линейках. Чтение хором стихотворения: Пять линеек нотной строчки Мы назвали «нотный стан». И на нем все ноты – точки Разместились по местам. - Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь. - Ребята, вы все любите приключения? Вот и ваш язычок оказался отважным путешественником.
Дети дают ответы: ноты, нотную грамоту. В музыке семь нот. Учащиеся называют ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Постановка учебной задачи. Сегодня я продолжу знакомство с нотами, познакомлюсь с новой грамотой. Научусь правильно петь.
Принимают учебную задачу.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: логические – анализ субъектов с целью выделения общего признака.
Регулятивные: контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном
Коммуникативные: мотивация (учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты). 4.Артикуляционная минутка Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка» (приложение 1). Голосовые упражнения (автор С. Коротаева) Таблица 2 http://www.toondoo.com/cartoon/4601786
Лошадка На лошадке верхом дети щелкают языком, Все поскачем мы потом. изменяя форму губ: Звонко цокают копытца. вытягивают трубочкой, Не пора ль остановиться? растягивают в улыбке Тпру-у-у! Поезд Поезд подает сигнал - дети тянут «ту-у-у» Он стоять уже устал. произносят «чух-чух» Набирает поезд ход, с ускорением (замедлением) темпа, Свою песенку поет. Произносят на выдохе «пш-ш-ш» Самолет Полетит наш самолет, дети тянут «у-у-у» К облакам нас унесет. с выдуванием воздуха С ветерком там поиграет через плотно сомкнутые, И на землю всех вернет. вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука. Одна нота хочет вернуться в свой домик. До
Разогрели голосовые связки и добрались до страны Музыка, где все поют. Упражнения направлены на развитие голоса и выразительности тембра (в игровой форме)
Дети исполняют упражнения, смотрят комиксы Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения
5.Вокальная работа Распевание
Исполнение песни - Мы с вами тоже распоемся. Повторим правила пения. Если хочешь сидя петь Не садись ты как медведь Спину выпрями скорей Ноги в пол упри смелей
а) «Горошина» - работа над дикцией и динамикой: • Четкая дикция; • Штрихи • Работа над динамикой; б) «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского • Работа над дыханием; • Построение трезвучия • Пение по руке Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту ре. Нота прикрепляется на нотный стан.
Какое у вас всех замечательное настроение. Давайте пожелаем всем: Доброго дня! Постараемся точно передать настроение этой песни. Какое оно? Исполнение песни «Добрый день» сл. В.Суслова, муз.Я. Дубравина ( желающие солисты у доски). Нота прикрепляется на нотный стан. Ми
Наше путешествие продолжается. А сейчас – новое задание. Дети исполняют попевки группами, коллективно. Выполняют задания учителя, работая над более точным и выразительным исполнением.
Дети отвечают на вопрос учителя и высказывают предположения.
Работа с солистами Регулятивные: актуализация правил
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения
Познавательные: логические – характеристика произведения и его обоснование;
Личностные: инициатива, самоопределение
6. Построение проекта выхода из затруднения - Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко. 1)Примеры ритмических диктантов 1. 2. 3. - Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной, хлопая в ладоши, встречались разные по продолжительности звуки? Какие они были? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его. 2) Задание усложняется. Прохлопать ритм: длинные звуки – удары по коленям, а короткие – в ладоши. Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Об этом мы будем говорить на следующих занятиях. Сегодня мы попробуем использовать свои знаки и исполнить ритм. 3) Задание «Музыкальная гусеница»
На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Большие кружочки-длинные звуки, а маленькие-короткие. Нота прикрепляется на нотный стан. Фа
- Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты. 4)Слушание музыки -Вспомните автора пьесы и ее название. Использование ЦОР: Аудиофрагмент: "Детский альбом". Марш деревянных солдатиков (N 22284) -Какие музыкальные инструменты нужны для сопровождения этот произведения? -Какой ритм они будут исполнять? 5)Музицирование на музыкальных инструментах. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах. Замечательно исполнили произведение. Нота прикрепляется на нотный стан. Соль
А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу. Физминутка Песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь» (видео «Про следы»). Исполнение с танцевальными движениями http://videoscope.cc/66344-multfilm-masha-i-medved-pesenka-pro-sledy.html Как вы замечательно двигались, А движение - это здоровье! Нота прикрепляется на нотный стан. Ля
-Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина. -Как называется страна, где мы живем? Исполнение песни «Моя Россия» сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве -С каким настроением исполняется эта песня? -Какие чувства здесь передает автор? Нота прикрепляется на нотный стан. Си
Повторяют точно за учителем ритм
Высказывают предположения (короткие и длинные звуки). В результате практических действий приходят к выводу, что звуки были короткие и длинные.
Дети хлопают ритм индивидуально, группами и коллективно.
Учащиеся подбирают инструменты, которые соответствуют характеру произведения и поясняют свой выбор. Группа учащихся исполняет римтическое сопровождение пьесы.
Исполнение песни с музыкально-ритмическими движениями по тексту Познавательные: общеучебные – умение создавать копию по образцу, рефлексия способов и условий действия Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание уровня усвоения материала Коммуникативные: умение работать с группой, с точностью предавая ритм пьесы
Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)
Коммуникативные: поиск способов разрешения проблемы Познавательные: моделирование
7.Закрепление - А сейчас мы проверим ваши знания. Насколько вы, ребята, были внимательны на занятии? Тест «Ответь правильно» http://www.anketer.ru/polls/view/26092/ Дети выполняют тест Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала Личностные: самоопределение 8.Рефлексия деятельности - Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О». -Кто хочет поделиться своими впечатлениями? -Что интересного вы узнали? -Что особенно ярко запомнилось? -Всё ли вам удавалось легко? Наше путешествие подошло к концу. Мы сегодня хорошо поработали. И веселые нотки, думаю, обязательно придут к нам в гости много раз. Поют «Прощальная»: Расстаться с музыкой нельзя. Мы влюблены в нее с рожденья И мы не скажем ей: «Прощай», А просто: До свиданья! Выходят из класса под музыку. Дети дают оценку своей работе. Дети рассказывают, что такое ритм, какими видами деятельности занимались: играли на ударных инструментах, пели солистами и хором т.д. Учащиеся деляться своими успехами и неудачами. Делают выводы о том, что получилось, а над чем надо поработать, в чем потренироваться. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия Регулятивные: самооценка Личностные: смыслообразование
Используемые источники: • Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4. • Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. • Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. • Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. • Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей» festival.1september.ru • Сайт Загадайка.Ру - Детские Загадки http://www.zagadaika.ru/tag/med/ • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru): Иллюстрации: Н. Д. Кузнецов. Портрет П. И. Чайковского. 1893 (N 204917) "Оркестры". Интерактивный тренажёр (N 206363) Аудиофрагмент: "Детский альбом". Марш деревянных солдатиков (N 22284) • Видеофрагмент: Песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь» • Ссылки на изображения: иконка музыкальной ноты - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0&img_url=www.psdgraphics.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2010%2F11%2Fmusic-note.jpg&rpt=simage восьмые ноты - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=9&text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0&img_url=japandaily.ru%2Fimages%2Fimg_3128.jpg&rpt=simage
Приложение 1 Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка» Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. - рот закрыт (губы сомкнуты) В одну щечку постучал, в другую –не открывается. - «проткнуть» языком щеку - «проткнуть» языком другую щеку «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. повторить Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем нижнюю губу. - «проткнуть» языком верхнюю губу - «проткнуть» языком нижнюю губу В это время ротик зевнул и открылся. - покусать кончик языка Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать. - пожевать язык боковымизубами «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!»-возмутился язычок. А зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать язычок сначала с одной стороны, - пожевать язык боковыми зубами И с правой, и с левой стороны язык оказался невкусным. - пожевать язык справа и слева Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать. - покусывать всю поверхность языка, высовывая его вперед и убирать назад Язычок спрятался за зубками. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. - покусать нижнюю губу по всей длине, а потом верхнюю Нижняя губа обиделась. - оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение А верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно). - поднять верхнюю губу. Придав лицу выражение улыбки А зубки все не унимались. Они попытались откусить кусочек щеки. - закусить изнутри щеку боковыми зубами Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки. - провести языком между губами и верхними зубами, потом нижними зубами И еще раз верхние и, конечно же, нижние зубки. - повторить движения языком Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок. Мы больше не станем тебя кусать». - обнажить зубы, растянув губы в улыбке