Автор: Маркова Вера Фёдоровна, учитель географии УКП "РДБ" ГВ(с)ОУ "Республиканский центр образования" г. Сыктывкара Республики Коми. Секция 5. Методические разработки. Название материала: "Игра по станциям «Здоровье – всему голова».
Цель и задачи мероприятия: 1.Пропаганда здорового образа жизни. 2.Обобщение и расширение знаний учащихся по данной теме, привлечение их внимания к здоровому образу жизни. 3.Воспитание бережного отношения к своему здоровью, чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Проведение мероприятия. Формируются 4 команды (можно разновозрастные). Каждая команда получает маршрутный лист, проходит по очереди все станции. В конце игры подводятся итоги.
1.Станция «Зелёная аптека» 1.У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, калина, малина) 2.У каких растений в качестве лекарственного сырья используются цветы или соцветия? (липа, календула, ромашка, пижма.) 3.У каких растений в качестве лекарственного сырья используются корни и корневища? (валериана, женьшень, радиола розовая, лопух, солодка.) 4.Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие даже туберкулёзную палочку, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его…(сосна) 5.Отвары каких растений используются для полоскания горла при ангине? (ромашка, календула, мать-и-мачеха.) 6.Какие лекарственные растения используются при кашле? (мать-и-мачеха, солодка) 7.Плоды каких растений используются при расстройстве желудка (черника, черёмуха) 8. Какую траву любят кошки, заболевания какого органа лечат этой травой? (валериана, заболевания сердца) 9. Какие овощные растения содержат огромное количество фитонцидов? Как их можно использовать при лечении гриппа и простуды? (лук, чеснок; разрезать и дышать парами)
2. Станция «Гигиена и здоровье» 1. Чем в лесу можно мыть посуду (золой, хвощом) 2. Чем можно чистить зубы в лесу? (расщеплённой веточкой черёмухи, рябины) 3. Какое дерево помогает избавиться от запаха пота и трещин на ногах? (кора дуба) 4. Ягоды какого растения отбеливают кожу лица и делают её упругой. (земляника лесная) 5. Сок какого растения используют для выведения бородавок. (чистотел) 6. Листья этого растения обжигают нас, Сок из листьев от кровотеченья спасает нас. Весной его используют на суп. Голову мыть его отваром – волосы растут. (крапива) 7. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании – кожа становится нежной, бархатистой. Что это за растение? (цветы ромашки) 8. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. Какое растение обладает этим чудесным свойством? (репейное масло) 9. Какое растение в лесу может заменить мыло? (мыльнянка) 10. Какие растения могут помочь к спастись в лесу от комаров? (дымовая завеса, запах гвоздики, черёмухи)
3. Станция «Неболейка» 1.Какие меры профилактики гриппа можно использовать в зимнее время? (закаливание, прогулки, проветривание помещений, пища, богатая витаминами, смазывание носа оксолиновой мазью) 2. Перечислите болезни «грязных рук» (желудочно-кишечные заболевания, дизентерия, гепатит, туберкулёз.) 3. Покраснение, зуд руки, желание постоянно чесать это место…Признаками какого заболевания являются эти симптомы? (чесотка). 4. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (холера, гепатит, гельминты). 5. Как избежать заболевания педикулёзом (т. е. заражения вшами)? (не пользоваться чужими расчёсками, не ложиться в постель чужого человека без смены белья, своевременно мыть голову). 6. Можно ли гладить незнакомых собак, кошек? (нет, так как возможно заражение яйцами глистов, лишаем). 7. Можно ли сразу после занятий физкультурой пить холодную воду? (нет, потому что резкое охлаждение на фоне общего разогревания организма может вызвать ангину). 8. Какие меры предосторожности нужно предпринимать, чтобы не заразиться туберкулёзом, дифтерией? (мыть руки, не есть и не пить из чужой посуды). 9. Как нужно правильно сморкаться во время насморка? (необходимо закрывать одну ноздрю). 10. Почему вредно спать на слишком мягкой кровати? (это может привести к искривлению позвоночника).
4.Станция «Спорт и закаливание». Каждая команда выбирает 1 задание (на карточке). 1.Показать комплекс гимнастики для глаз. 2.Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук. 3.Показать комплекс гимнастики для развития гибкости позвоночника. 4.Показать комплекс гимнастики, в которую входят упражнения для кистей рук и простейшие приёмы самомассажа.
Вопросы. 1.В каком возрасте можно начинать закаливание? (с рождения). 2.Назовите принципы закаливания – три П. (постоянно, последовательно, постепенно). 3.Какие закаливающие процедуры можно проводить, не выходя из своей комнаты? (при открытом окне – солнечные и воздушные ванны). 4.Приведите примеры местных закаливающих процедур. (умывание прохладной водой, ножные ванны, ходьба босиком). 5.Как умение одеваться может помочь в закаливание? (одежда должна соответствовать сезону года, нельзя «кутаться», но и нельзя ходить зимой без шапки и куртки, а в тёплом помещении ни в коем случае нельзя находиться в тёплой одежде). 6.Как избежать солнечного удара при принятии солнечных ванн? ( не загорать с 11 часов до 16 часов, иметь лёгкий головной убор).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев Ю.А. Три кита здоровья. М.: Респекс, 2001. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Спб.: Детство-Пресс, 2001. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – Спб.: Детство-Пресс, 2000. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. Спб.: Детство-Пресс, 1998. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы 1-4 кл. – Москва. «Вако». 2005.