Автор: Белых Валентина Евгеньевна, учитель начальных классов УКП "РДБ" ГВ(с)ОУ "Республиканский центр образования" г. Сыктывкара Республики Коми. Секция 5. "Методические разработки". Название работы "Дорога к здоровью.". Цель: создать условия для формирования у учащихся активной позиции вывода о том, что здоровье зависит от человека.
Планируемые результаты: личностные: - умение организовывать собственную деятельность на принципах сохранения и укрепления личного здоровья; - мотивация к обучению и познанию; метапредметные: - планирование и организация самостоятельной деятельности; - отвечать на вопросы; - предугадывать развитие той или иной ситуации, действия; - находить доказательство; предметные: - осуществлять простейшие измерения (частота пульса, вес, рост); - принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения;
Оборудование: напечатанные на отдельных листах пословицы, схема «Пирамида» (для игры «Очевидное и вероятное»), кружки и цветные карандаши для практической работы, словарь, анкета для школьников. Предварительная работа: анкетирование, рисунки на тему «Здоровье – единственная драгоценность».
Ход классного часа: Вступительное слово учителя. -Здоровье, здоровый, здравствуйте - очень важные для человека слова. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А вот как прожить свою жизнь, каждый решает по-своему. Ни для кого не секрет, что организм человека рассчитан на бесперебойную работу в течение 100 – 120 лет. Вы удивлены? Давайте узнаем секреты долгой и полноценной жизни. - Ребята, как вы думаете, что значит быть здоровым? (Физическое благополучие т.е. состояние органов в соответствии возрастным нормам, психическое благополучие т.е. душевный комфорт, социальное благополучие т.е. удовлетворение потребностей в личной и общественной сферах. (Спросить у учащихся, знают ли они свой пульс, вес, рост. Сравнить с нормой) - От чего зависит здоровье? (Ответы детей) Игра «Очевидное и вероятное». Задание: для каждого слова из левой пирамиды подбери подходящую по смыслу пару из правой пирамиды. Выбираем пару и комментируем.
ДВИЖЕНИЕ ЗАНЯТИЕ СПОРТОМ ПИТАНИЕ РАЦИОН РЕЖИМ ДНЯ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ЗАРЯДКА ИСТОЧНИК БОДРОСТИ ЧИСТАЯ ВОДА ОСНОВА СВЕРХДОЛГОЙ ЖИЗНИ ИНТЕРЕСНОЕ ДЕЛО САМОРАЗВИТИЕ
-Прочитаем слова. -Ребята, какие слова вам непонятны? (Рацион - набор продуктов, удовлетворяющий потребности в энергии и жизненно важных вещах.) Учитель: - «Мельница живёт водою, а человек едою» Объясните пословицу. -Здоровое питание - разнообразное, регулярное, умеренное. -Как понимаете это предложение? Поиграем в игру «Полезно - вредно». Каждый желающий называет любимый продукт, а ведущий (ученик) хлопнет в ладоши, если он полезен. В конце игры ведущий знакомит ребят с памяткой «Завтрак для отличника». -Витамин В1 диетологи называют витамином памяти, он актуален в школьном рационе. Ищите его в помидорах, моркови, капусте, орехах, свекле, абрикосах. Рассказ учителя о значении воды. -Проведём опыт: возьмём 4 грязные чашки, полстакана чистой воды и вымоем эти чашки. Кто желает? А теперь 1 литр чистой воды, для мытья чашек. -Сделайте вывод.(Во втором случае чашки будут чистыми) Именно чистая вода, вымывает из организма все нечистоты и поддерживает в здоровом состоянии почки и другие органы. Чистая вода – основа сверхдолгой жизни.. Ученик проводит физминутку. «Давай познакомимся» По сигналу ученика хаотично двигаться по классу и молча здороваться со всеми. Один хлопок ученика- здороваться за руку; два хлопка -дотрагиваться плечами; три хлопка –прижиматься спинами. Вывод: движение - хорошее настроение -Давайте скажем дружно: «Лучше средства от хвори нет: делай зарядку до старости лет». Учитель: -Ребята, одна из пословиц гласит: «Здоровье – единственная драгоценность». -Как вы понимаете смысл этой пословицы? Словарная работа. - Драгоценный, очень ценный, боишься потерять. (Из словаря С.И.Ожегова.) Драгоценность - ювелирное изделие большой ценности. Мы радуемся ему, бережём. - Кто же из вас так же относится к своему здоровью? -Расскажите о своём здоровье. Учитель даёт каждому кружок. Цветным синим карандашом закрасьте ваше предполагаемое здоровье, жёлтым болезнь. Комментарии детей. -Здоровье это не предмет, который имеет постоянные параметры – это процесс. Значит, мы можем быть здоровы или болеть. - Что привело к болезни? - переутомление; - вредные привычки; - нерегулярное питание; - школьные стрессы; - гиподинамия; - недостаток знаний по вопросам здоровья. - Какое слово непонятно? (Гиподинамия - недостаток физической активности. - А теперь давайте возьмём слова из игры «Очевидное и вероятное» и «вылечим» эти нарушения. Например, переутомление - режим дня, и т. д. - В чём наша беда? За нас беспокоятся родители, врачи. Какой вывод? ВЫВОД: Мы сами в ответе за своё здоровье. «Кто быстрее соберёт пословицу?» 1) Живи разумом, … 1) и золотой кровати. 2) Здоровье сгубишь - … 2) так и лекаря не нужно. 3) Не рад больной … 3) новое не купишь. Заключительное слово учителя. - А сейчас я узнаю, насколько дружно, слаженно мы работали. Я скажу: «Будь здоров!», а вы, про себя отсчитав 30 секунд, хлопаете в ладоши. Молодцы! Ребята, а вы знаете, что аплодисменты – это не только благодарность кому-либо, это ещё и массаж ваших ладошек, а значит и массаж внутренних органов. А ещё аплодисменты могут улучшить наше настроение. Звучат аплодисменты.
Использованная литература: 1) Мы за здоровый образ жизни. Последний звонок №6, 2004 г. 2) В. Васильева. Дожить до ста. Журнал «Вива», № 7, 2004 г.