Посадская Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД "Городская станция юных натуралистов"
г.Кемерово
План - конспект занятия
по теме: «Технология изготовления грибов» Цель: создание условий для творческого развития обучающихся в области фитодизайна через изучение дополнительных флористических элементов. Задачи:
- познакомить с разнообразием и биологическими особенностями грибов
- раскрыть возможности использования искусственных аналогов грибов в аранжировке
- обучить технологии изготовления грибов из поролона
- воспитывать бережное отношение к природе
- развивать интерес к современным направлениям и стилям в области флористики.
Материалы и оборудование: поролон, ножницы, клей ПВА, краски, кисточки, муляжи грибов.
Тип занятия: комбинированный
Формы занятия: фронтальная беседа, парная, индивидуальная.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый. План занятия
1. Организационный этап
2. Подготовка к активной познавательной деятельности
3. Усвоение нового материала
4. Закрепление
5. Практическая работа
6. Подведение итогов занятия
Ход занятия
1.Организационный этап
Приветствие.
Отсутствующие.
Проверка готовности к занятию. 2. Подготовка к активной познавательной деятельности
Сообщение темы занятия.
«У кого шапка без головы,
А нога без сапога?» (Гриб)
Совершенно верно! Это и есть тема сегодняшнего занятия. Но мы будем говорить о грибах не только с точки зрения биологических и морфологических особенностей, но и возможности их использования во флористике при составлении композиции, вы освоите технологию изготовления искусственных грибов из поролона.
На предыдущих занятиях мы с вами изучали тему «Искусственные плоды и ягоды». Давайте вспомним, какие именно плоды и ягоды мы научились изготавливать? Ответ: рябина, земляника, малина, грецкий орех, смородина, фундук, желуди и т.д. Как мы использовали наши яркие и очень красивые плоды в аранжировке? Ответ: флористические аналоги мы успешно использовали в различных композициях и оформлении оригинальных аксессуаров. Очень похожие на настоящие, эти дополнительные декоративные элементы придают композиции яркость, делают ее насыщенной, неповторимой. А какие флористические дополнения еще могут украсить композицию? Ответ: плоды, ягоды, веточки, шишки. Правильно! В течение года вы проявляли максимум фантазии, изготавливая как сами плоды и ягоды, так и флористические композиции в сочетании с травами, хвоей, искусственными цветами.
Неотъемлемой частью любой «лесной» композиции являются грибы. При создании композиции «Дары леса» можно использовать также мох, сухие ветки, коряги, грибы – трутовики, травы – злаки. Можно сделать просто «Грибы в лукошке», сверху положив гроздь рябины или осенних листьев. Сегодня на занятии вы обучитесь технологии изготовления искусственных грибов из поролона. 3. Усвоение нового материала
Технология изготовления одинакова для всех видов «благородных» грибов, они отличаются только нюансами формы и окраски. Самым лучшим наглядным пособием для работы является настоящий гриб, только что принесенный из леса. А какие грибы вы знаете, собираете в лесу?
Белый гриб (боровик)
В еловых лесах шляпка гриба красновато-бурого цвета, в сосновых – темно-бурая с фиолетовым оттенком, в березовых лесах шляпка полушаровидная светоло - бурого цвета. У всех белых грибов нижняя сторона шляпки белого цвета трубчатая, как губка, со временем становится желтой. Ножка толстая, у основания расширяется, желтоватая с рисунком из более светлых прожилок.
Подберезовик. Растет в березовых лесах и по пролескам. Верхняя часть светло-серая, снизу белая. Ножка у молодых грибов сравнительно толстая, с возрастом вытягивается, светлая с темными чешуйками.
Подосиновик. Растет в осиновых лесах. Шляпка у молодых грибов полушаровидная, плотно прилегает к ножке. С возрастом становится плосковыпуклой. Цвет шляпки оранжево-красный. Ножка утолщается книзу, крепкая белая с темными чешуйками.
Вначале своего рассказа я упомянула слово «благородные». Почему я так сказала? Грибы бывают съедобными и несъедобными, т. е ядовитыми. Поэтому – если вы даже сомневаетесь в съедобности гриба – никогда не используйте его в пищу. А если вдруг такое произошло – нужно уметь оказать первую помощь пострадавшему.
Первая помощь при отравлениях:
- промывание желудка;
- приложить теплую грелку к рукам и ногам;
- теплое питье;
- обязательно в больницу;
Грибы сами являются лечебным материалом. Белыми грибами лечили обмороженные части тела, использовавших белых грибов предупреждают раковые заболевания, мухоморы настойки применяют для лечения ревматизма.
Неважно, съедобные это грибы или нет, относиться к ним нужно бережно, уметь правильно их собирать. Вы можете мне задать вопрос: «А что значит правильно? Мы собираем правильно!» Мы сейчас это и проверим!
Умеете ли вы выполнять эти правила? Сможете ли выбрать правильное решение в трудной ситуации, останетесь ли верными друзьями природе, не нанесете ли ей вред.
Экологические ситуации.
* Нашел грибник 1 боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, разбросал и мох. Правильно ли он поступил?
* Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?
1) оставить его на месте;
2)срезать и взять с собой;
3) спросить у друзей;
4) попытаться определить на вкус;
5) сбить ногой.
* Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:
1) пройдете мимо;
2) уничтожите, так как они вредны для человека;
3) полюбуетесь, так как они очень красивы;
4) оставите, так как это лекарство для лосей;
5) Оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому».
* Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?
1) вырвать гриб с корнем;
2) оставить на месте;
3) сбегать за ножом;
4) попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба;
5) найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб
3.Закрепление
Я знаю, что вы знаете много пословиц и загадок о цветах. О грибах тоже существует множество загадок. Давайте вспомним некоторые из них.
Пока дети — каждый в берете,
Повзрослели — шляпы надели. (Отгадка)
Мы нагнёмся до земли,
Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем —
Огоньки собираем. (Отгадка)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Отгадка)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я... (Отгадка)
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Отгадка)
Ходят в рыженьких беретах —
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются... (Отгадка)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Отгадка)
Хороводами и в ряд
В шляпах молодцы стоят.
Кто ни пройдёт,
Им поклон отдаёт. (Отгадка)
У кого шапка без головы,
А нога без сапога? (Отгадка)
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)
На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)
Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки) 4. Практическая работа «Грибы из поролона»
Грибы могут быть выполнены их толстого поролона, из пата или теста.
1. Очень симпатичными получаются грибы из поролона. Сделать их можно быстро и просто. Берем, например кусок поролона размером 5х5х3 см (для шляпки).
2. Острыми ножницами на куске срезаем углы, т. е придаем форму цилиндра.
3. Затем от верхней центральной точки к краю основания цилиндра аккуратно срезаем лишний поролон так, чтобы получилась гладкая полушаровидная форма. Снизу шляпки ножницами слегка срезаем поролон по радиусу, чтобы низ был не плоским, а слегка вогнутым. Внутри шляпки делаем углубление для ножки гриба.
4. Ножку гриба вырезаем из кусочка поролона вытянутой формы. Сверху срезаем по кругу побольше поролона, снизу оставляем более толстую ножку. Когда шляпка гриба и ножка готовы, их надо смазать клеем ПВА. После высыхания шляпку красим гуашью нужного цвета, а полусухой кистью из щетины краской светло или темно - серого цвета проходим вдоль всей ножки снизу вверх. Для этого кисть из щетины надо опустить в краску , а затем лишнюю краску снять, поводив кистью по бумаге. Когда на листе будут оставаться уже не сплошные полосы, а как бы пунктирные тонкие полоски,- можно расписывать ножку гриба: внизу более яркими и частыми штрихами, а сверху – более редкими и еле заметными.
После этого шляпку и ножку вновь покрываем тонким слоем клея ПВА, а затем, после их высыхания, склеиваем клеем ПВА. 5. Подведение итогов занятия
Сегодня на занятии мы познакомились с многообразием и особенностями грибов, а главное – обучились технологии изготовления грибов из поролона. Немного пофантазировав, вы сможете самостоятельно изготовить грибы разной формы и окраски с дальнейшим использованием во флористической композиции. Такие композиции украсят экспозицию любой выставки, например выставки – конкурса «Зеркало природы».
Выводы по занятию формулируют сами обучающиеся посредством наводящих вопросов педагога.
Поощрение активно работающих детей.
Прощание.
Перечень терминов:
Флористические аналоги
Декоративные дополнения
Экологическая ситуация
Список литературы:
1.Гликина Н.А., Искусственные цветы : - М., Изд-во Эксмо;СПб.: Терция, Валери СПД, 2004.-256 с.
2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.: Теория и методика социально-педагогической деятельности/ Худож. А.А. Селиванов/ Ярославль: Академия развития: 2004.-304 с.
3. Евстратова Л.М. Цветы из бисера, ткани, шерсти,. кожи,перьев.- М.:Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001 .-160с.
4.Володина Н.Э., Малышева Н.В. К цветку цветок.../Пособие по аранжировке цветов.- СПб.:Лениздат, 1993.-158 с.
5.Козинкина Е.А. Цветы из ткани.- М.:Легпромбытиздат, 1990.-184с. 6.Корниенко Г.С., Добруцкий И.И. Искусство цветов.- К.: МСВП "Компьютерные системы", 1992.-175 с.
7.Малахова Е. Изготовление искусственных цветов. Серия "Учебный курс". Ростов н/Д.:"Феникс", 2000.-320 с.
8.Моложавенко B.C. Тайны красоты : Книга о цветах.- М.:Педагогика - Пресс, 1993.-384с.
9. Т.Наумова Н. Осипов Цветов таинственная сила: Фотоальбом.-М.: Панорама, 1993 .-136с.