Саркисова Светлана Ивановна учитель начальных классов ГБС(К)ОУ школа-интернат станица Ленинградская Краснодарский край Урок по предмету живой мир " Семена. Орехи" для 3 класса коррекционных школ VIII вида Тема: «Семена. Орехи» Цель: • Познакомить со способами размножения растений семенами, орехами; • Познакомить с разновидностями семян, орехов; • Учить работать с кроссвордом; • Развивать речь детей; • Формировать познавательный интерес, расширять кругозор. Оборудование: таблицы демонстрационные «Деревья, кустарники, травы», «Хвойные и лиственные деревья», «Растения сада и огорода», «Строение растений», «Семена», «Способы распространения семян»; демонстрационные образцы семян орехов; раздаточный материал «Кроссворд «Ореховый»; таб-¬ лицы индивидуальные «Семена»; карточки с названиями орехов. Ход урока. I. Организационный момент. Долгожданный дан звонок - начинается урок. Вот и книжки на столе, а вот и тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный. -Сегодня в классе у ребят Урок уж больно важный. II. Подготовка к изучению нового материала. Повторение изученного материала. а) «Деревья, кустарники, травы». Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним то, о чём мы говорили раньше. - Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (д., к., т.) - Чем деревья отличаются от кустарников, кустарники — от трав? - У вас на партах есть карточки с названием растений, давайте раз¬ делим на 3 группы. Вы прочитаете название и докажите, почему вы отнесли к той или иной группе: ель, тополь, сосна, берёза, слива, рябина, мать-и-мачеха, крыжов¬ник, помидор, смородина. б) «Хвойные и лиственные». - На какие две группы мы делим деревья? - Из этих растений выберите лиственные, почему? - Чем хвоинки ели отличаются от хвои сосны? Из древесины ели великие мастера делали скрипки и другие музы-кальные инструменты. Недаром ель называют певучим деревом. в) «Растения сада и леса». Человек тесно связан с растительным миром. Есть растения, кото¬рые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А другие растения живут независимо от человека. - Чем похожи ель и слива? (общее — деревья, различие — ель в лесу, слива в саду). - Чем похожи и различны рябина и крыжовник? - Чем похожи и различны помидор и мать-и-мачеха? - Какие ещё растения леса и сада вы знаете? г) «Корень, стебель, лист, цветок». - Чтобы растения выросли полноценными, они должны пройти це¬лый цикл развития от семени до плода с семенами. - Какую роль играют корень, стебель, лист. Физкультминутка. Жил один садовод, он развёл огород, Приготовил старательно грядки. (копаем) Он принёс чемодан полный разных семян, (несём чемодан) Но смешались они в беспорядке. (смешиваем) Садовод любовался на всходы. (любуемся) Утром их поливал, (поливаем) На ночь их укрывал (укрываем) И берёг от холодной погоды. (дети садятся) Но когда садовод, нас позвал в огород Мы взглянули и все закричали: Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде Мы таких овощей не видали! Показал садовод нам такой огород Где на грядках, засеянных густо, Огурбузы росли, помидыни росли, Редисвекла, чеслук и репуста. III. Сообщение темы урока. - Чтобы с нами не случилась такая же история, как с этим садово-¬ дом, мы сегодня узнаем, какие бывают семена и что с ними нужно делать. Тема урока «Семена. Орехи.» IV. Изучение нового материала. - Все растения в разное время года цветут. Цветки опыляются и если цветок опылился, то на его месте вырастет плод. Много цветов — много плодов и много семян. (Сценка: «3 цветочка, бабочка, ветерок». На 1-й цветок села бабочка- он опылился. На 2-й цветок подул ветерок- он опылился.) Тот цветок, который не опылился, остался пустым и плод из него не вырастет. Итог: опыление происходит с помощью насекомых, ветра. У разных растений плоды разные и семена получаются разные: - по форме: круглые, плоские, овальные (горох, томат, фасоль) - по цвету: - по размеру: маленькие (мак, морковь) большие (арбуз, тыква, подсолнух) средние (пшеница, рожь, редис) (очень маленькие в виде пыли - орхидеи лесные. Это растения «гнездовка» (С. 47 «Из жизни зелёного мира» В.В. Петров) - Если растение культурное, то есть которое выращивает человек, то хозяин в определённое время собирает семена и хранит их до следующей весны. - А как же в природе происходит распространение? - Ну прежде всего ветром (например: одуванчик, семена- парашютики после созревания легко разносятся ветром. Где они приземлятся, там весной и вырастет новый. Так же ветром разносятся крылатки клёна, тополя (белые пушистые волоски). - Ещё один способ распространения семян вы мне скажете сами, (животные). Послушайте сказку: с. 43 «Лопух» («Лесная мозаика» В. Зотов) Растениям, которые имеют крючочки, зубчики, помогают распро-страняться животные, люди. Они цепляются и переносятся. - Плоды с семенами распространяют птицы. Они съедают плоды (рябина, калина, вишня) - разлетаются в разные стороны, неперева-¬ ренные семена выбрасываются вместе с помётом. - Ещё один способ - саморазбрасывание(горох, бобы, бешенный огурец). Давайте ещё раз назовём способы распространения семян. Таблицу прочитать и вклеить в тетрадь. Семена распространяются: -ветром (одуванчик, тополь) -животными (лопух, калина) -саморазбрасыванием (беш.огурец) Физкультминутка. «Буратино потянулся...»
-Некоторые растения размножаются семенами-орехами. У каждого ореха есть ядро и скорлупа. Чтобы легче запомнить названия орехов мы будем заполнять кроссворд «Ореховый» и рассматривать орехи. В лесах растёт орешник - лещина, фисташки, миндаль. В садах раз¬водят грецкие орехи, фундук. В земле - арахис. На пальмах растут орехи - кокос. Мускатный орех — приправа. V. Подведение итогов. Выставление оценок. - Назовите способы распространения семян. - Какие орехи вы запомнили? - Как опыляется цветок? (ветром, насекомыми) - О каких плодах идёт речь? Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок. (Жёлудь) В маленьком горшочке - каша сладка. (Тыква) Раскололся тесный домик на две половинки, И посыпался в ладоши бусинки-дробинки. (Горох) Список использованной литературы. 1.«Из жизни зелёного мира» В.В. Петров 2.«Лесная мозаика» В. Зотов